6 октября 2025
Психическое здоровье, как и здоровье телесное, даны нам от рождения. В течение своей жизни мы можем, как укреплять и сохранять его, так и растрачивать.
Известно, что от состояния нервной системы и психики напрямую зависит здоровье всего организма. По данным ВОЗ со стрессом связано 45% всех заболеваний, хотя, по некоторым данным, эта цифра сильно занижена. Не зря ведь в наш обиход вошла крылатая фраза, родоначальником который являлся С. П. Боткин - "Все болезни от нервов". Стресс в нашей жизни повсюду и это естественно. Этот термин был введён в 1936 году и означает нечто вроде неспецифической реакции организма на изменения. Интересно, что стресс бывает как положительным, так и отрицательным.
Наш организм всегда стремится к поддержанию внутреннего гомеостаза соблюдая баланс между активностью и расслаблением. И когда этот баланс нарушается, возникает стресс. Но не всё так просто. Стресс- это не только беда, это и возможность для развития. Организм учится справляться с ним на протяжении всей жизни.
В процессе эволюции стресс сформировался как реакция на внешнее воздействие, необходимая для выживания человека. Стресс реализуется как состояние беспокойства или психического напряжения в сложной ситуации. При воздействии экстремальных факторов, например, при нападении хищника, первобытному человеку было некогда думать. Срабатывала система " бей или беги" . Тогда, как и сейчас, в коре надпочечников вырабатывается адреналин, он повышал артериальное давление, учащался пульс, активизировались работа нервной системы и мышечного аппарата. Это так называемый первобытный, или физиологический стресс. Другой разновидностью стресса испытываемого человеком и считающимся для него полезным, является, так называемый, эустресс ( мотивирующий стресс). Воздействие стрессового фактора активизирует организм, повышает его выносливость к физической и умственной нагрузкам. Он помогает справиться с проблемной ситуацией, а при её разрешении, сопровождается позитивными эмоциями. Этот вид стресса необходим в нашей жизни, позволяя преодолевать житейские трудности и двигаться к намеченной цели, являясь мотивацией к действию, творчеству, саморазвитию. Важно помнить, что стресс- это также индикатор того, что пора замедлиться и отдохнуть. Он заставляет нас взглянуть внутрь себя, понять свои желания и чувства. И даже в трудных моментах стресс может стать источником важных уроков и ценных изменений в жизни. Без него в нашей жизни не было бы ни целей, ни желаний.
В то же время длительное воздействие стрессовых факторов нарушает процесс саморегуляции организма, создавая возможность перехода дистресса в его негативный аналог эустресс. Такая ситуация становится возможна при длительных физических и психоэмоциональных перегрузках или однократном воздействии очень сильного стрессора. Например, при слишком длительной и активной работе без соблюдения режима труда и отдыха, при деструктивных межличностных отношениях в семье или перенесении сильных нервных потрясений ( личные трагедии, катастрофа, боевые действия). К сожалению, длительное течение стресса может осложняться присоединением заболеваний психической сферы (посттравматические расстройства, расстройство привязанности или адаптации и др.), которые требуют наблюдения профильного специалиста.
Кроме того, длительное воздействие стрессового фактора, как бы поддерживая организм в режиме выживания, истощает его и может приводить к серьёзным проблемам со здоровьем. Так, увеличивается риск развития патологий сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровотока), желудочно-кишечного тракта(диспепсия, синдром раздражённого кишечника, язвенная болезнь), эндокринных болезней (сахарный диабет). В таких ситуациях может снижаться иммунная защита, что увеличивает частоту вирусных и бактериальных инфекций. Среди частых жалоб человека, испытывающего длительный стресс- головная боль, повышенная утомляемость, нарушение сна, раздражительность, состояние тревоги, снижение полового влечения, боль в спине и суставах.
Тревожность, приводящая к таким потрясениям для организма, чаще всего обусловлена реакцией человека на произошедшую ситуацию и зависит от того, как человек сам её трактует и какой смысл ей придаёт. То, что для одного покажется незначительной мелочью, для другого может стать неподъёмным грузом. Не секрет, что в ряде случаев " из мухи могут раздуть слона" . При этом стресс будет находить своё проявление в сильных эмоциональных реакциях, при которых человек, сам не желая того, совершает саморазрушительные, как в физическом, так и моральном плане необдуманные поступки, зачастую несущие долговременные для него негативные последствия (разрыв с близкими, уход с работы, физические действия вплоть до противоправных, самоубийство). Большинству людей крайне сложно справиться с подобным состоянием и особенно в одиночестве. В то же время ощущение тревоги вполне возможно нейтрализовать или по крайней мере значительно уменьшить, переключив внимание с объекта тревоги. Например с новостей в телевизоре на музыкальную передачу или на другой источник позитивных для человека эмоций. Благотворное действие на состояние организма окажет и умеренная кардионагрузка ( пешеходная прогулка и др.) . Возможно даже "заесть" стресс, но не лёгкими углеводами, а путём включения в рацион пищи, богатой триптофаном и Омега-3 ( например лосось, орехи), которая поспособствует выработке в организме серотонина и дофамина, позитивно влияющих на эмоциональное состояние человека.
Природой в каждом из нас заложена способность справляться со стрессом. Пережить сложный период, сохраняя физическое и эмоциональное здоровье, помогает стрессоустойчивость. Этот важный навык зависит от состояния нервной системы, врождённых особенностей психики человека, его темперамента, от пережитых психологических травм, а также от его окружения.
При этом, важно понимать, что каждый из нас способен самостоятельно регулировать свои реакции на стресс. Для этого нужно лишь осознанно уделять время своему психическому и физическому здоровью. И хотя восприятие стресса и его причины глубоко субъективны для каждого из нас, однако есть объективные способы с ним справится.
Для сохранения психического здоровья и снижения вероятности возникновения стресса врачи рекомендуют в качестве универсального подхода соблюдение принципов здорового образа жизни (ЗОЖ). Это прежде всего поддерживающий психическое здоровье режим труда и отдыха: 8 часов- работа, 8 часов- отдых, не менее 7-8 часов сон ( с отходом ко сну не позднее 23:00) и подъёмом не по будильнику. Если возникает желание спать днём, то следует пойти ему навстречу, это позитивно отразится как на психическом состоянии, так и на общем ресурсе сердечно-сосудистой системы.
Даже, если работа идёт без перегруз ок, регулярный отдых необходим организму. Достаточно даже на несколько минут в час отключиться от работы ( или учёбы) и иметь не менее одного выходного дня в неделю.
Наша ежедневная пища не только удовлетворяет физические потребности организма, но и играет важную роль в нашем эмоциональном состоянии, а значит и психическом здоровье. Для его оптимизации наше еда должна быть здоровой, сбалансированной и разнообразной, богатой омега-жирными кислотами (лосось, грецкий орех), белками и аминокислотами - строительными блоками нейротрансмиттеров (мясо, рыба, молочные продукты или растительный источник белка). Дефицит ряда витаминов, таких как D и B12, а также минералов - железа и цинка может привести к нарушению работы нервной системы, а значит и повлиять на эмоциональное состояние человека. Сохранение физической активности позволит нормализовать баланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе и благотворно повлияет на кровоток и обмен нейромедиаторов( дофамин, серотонин, норадреналин и др.) в мозге. Ещё с древних времён было подмечено, что занимаясь физическим трудом психические больные быстрее восстанавливались в сравнении с пациентами, занятыми интеллектуальными нагрузками. Самый универсальный способ защиты психики- регулярные занятия физическая культурой ( минимум 30 минут два раза в день).
Здоровый образ жизни предполагает также выделение времени как для занятия различными увлечениями, так и духовным развитием ( искусство, книги и др.).
Для полноценного отдыха желательно также во время отпуска или каникул выезжать куда-либо для смены обстановки, что позволит вашему мозгу перезагрузиться и восстановить внутренний баланс, предотвратив тем самым возможность эмоционального выгорания или даже депрессии.
Безусловно, каждый человек должен иметь возможность реализовать свои биологические( еда, сон, комфортная среда, секс, безопасность и др.), социальные ( жить в обществе, дружить, любить и быть любимым, справедливость, свобода и др) и духовные ( стремление к личностному росту, самореализация, познание мира и себя в нём, потребность создавать и наблюдать красоту) потребности.
На пути к их реализации полезный дистресс окажет своё укрепляющие и тонизирующее действие на психику, помогая осознать цель и направление к ней.
Очевидно, что сохранению психического здоровья будет способствовать нахождение в благоприятном эмоциональном климате, например в обществе любимых и любящих вас людей. В то же время желательно, по возможности, минимизировать общение с неприятными ( проблемными) для вас людьми, а также оградить себя от потока негативной информации.
К разрушающим психическое здоровье факторам следует отнести все антиподы к позитивным факторам входящим в ЗОЖ. Это нарушение режима сна и отдыха, гиподинамия, отсутствие регулярного отдыха, неправильное питание и др..
Потребление психоактивных веществ (никотин, вне зависимости от продукта его содержащего, алкоголь, наркотики) способно нанести непоправимый ущерб ЦНС человека, а значит и его психическому здоровью. Так, нейротоксин никотин истощает процессы возбуждения в головном мозге, наркотики искусственно вызывают различные виды психических расстройств ( от депрессии до шизофрении), алкоголь бьёт по нервной системе угнетая её вплоть до разрушение нервных клеток.
Характерная для настоящего времени перенасыщенность информационного поля ведёт к невротизации населения, что находит отражение в эмоциональном выгорании, хроническому психологическому напряжению, повышенной тревожности и стрессам. Все эти явления усиливаются за счёт изливающегося на население вала, в большинстве ненужной или даже недостоверной информации ( реклама, сплетни, соц сети, новости и пр.и пр. ), которая обрела тотальную доступность путём вездесущих гаджетов.
К травмирующим психику факторам также можно отнести:
- Одиночество;
- Нездоровые отношения к своему здоровью (избегание диспансеризации или чрезмерное внимание);
- Прямое физическое воздействие на ткани мозга (травмы головы, инсульты, инфаркты).
Все проявления стресса могут быть схожи с симптомами заболеваний соматического характера и даже психических расстройств. Крайне важно поэтому не заниматься самолечением, а обратиться к врачу за квалифицированной помощью.
Таким образом, осознавая роль и значение в нашей жизни стрессов, становится понятным, что каждый из нас должен научиться быть в ладах со своим стрессом, уметь использовать его себе на пользу, снижая, при необходимости, его негативное влияние на качество жизни. Разумеется, желательно избегать заведомо стрессовых ситуаций. В то же время, при возникновении таковых, не следует себя заранее накручивать прогнозируя негативный исход ситуации.
Будьте доброжелательны к окружающим. Учитесь позитивному мышлению, которое поможет преодолеть все трудности, встречающиеся на жизненном пути. И надо понимать, что обретение способности корректировать свои реакции на стресс и ухаживать за собой - это "золотой ключик" к психическому здоровью, продолжительной и активной жизни. В этом и заключается суть стресса, как вектора саморегуляции в понимании своих потребностей и умения на них реагировать.
ГБУ РО "ЦРБ" в Аксайском районе, кандидат биологических наук В.В.Кадетов
Глава 2. Классификация информационной продукции
Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.
2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:
1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;
2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;
3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:
1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;
2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;
3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;
4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;
5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).
Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.
Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.
См. текст части в предыдущей редакции
4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.
Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст части в предыдущей редакции
6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.
Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет
К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).
Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;
2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.
Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;
3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.
Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет
К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:
1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;
2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);
3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;
4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;
5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.