Администрация
Аксайского
городского поселения
Аксайского района
Ростовской области

ОТ ЛИКБЕЗА ДО МИГРАЦИИ: КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ВОПРОСЫ ПЕРЕПИСИ ЗА СТОЛЕТИЕ?

14 января 2021

ОТ ЛИКБЕЗА ДО МИГРАЦИИ: КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ВОПРОСЫ ПЕРЕПИСИ ЗА СТОЛЕТИЕ?

17 декабря 1926 года стартовала первая в СССР перепись населения, которая дала ценную информацию для промышленного развития страны. О чем спрашивали тогда и какие вопросы жителям России зададут почти столетие спустя? Что нового позволит выявить ВПН-2020?

Программа переписи 1926 года была достаточно большой для своего времени. Она включала 15 пунктов с подпунктами: пол, возраст, национальность, родной язык, место рождения, продолжительность проживания в месте переписи, брачное состояние, грамотность, физические недостатки, положение в занятии и отрасль труда, продолжительность безработицы и прежнее занятие (только для безработных), источник средств к существованию (для не имеющих занятия) и даже психическое здоровье. Кроме того, в семейной карте отмечались состав семьи, продолжительность брака и условия жилья.

После череды войн и революций для развития государства требовалась точная информация по многим вопросам. От уровня образования населения, чтобы открывать новые школы и расширять кампанию ликбеза, до уровня занятости и профессиональной подготовки, чтобы растить кадры и строить заводы. Кстати, перепись позволила выявить, что грамотных на тот момент в стране было меньше половины — 40,7%, при этом в селах — 35,4%, а в городах — 60% жителей. Результат всколыхнул комсомольское движение — начались всесоюзные культпоходы за ликвидацию безграмотности. В итоге проблема, как известно, была решена. По результатам переписи 1937 года, умеющих читать и писать мужчин в стране было уже 86%, а женщин — 66,2%. И, что важно, появилось достаточное количество школ, чтобы обучить всех желающих.

Сегодня проблема безграмотности перед страной не стоит. Однако вопрос «Умеете ли Вы читать и писать?» останется в переписном листе наряду с уточнениями, какое образование у респондента (например, дошкольное, среднее общее, среднее профессиональное или высшее: бакалавриат, специалитет, магистратура) и имеет ли он ученую степень кандидата или доктора наук.

Также респондент сможет рассказать об обучении по дополнительным образовательным программам, в том числе в рамках профессиональной переподготовки. Это позволит более эффективно оценивать квалификации жителей страны и формировать ориентиры для развития системы общего и профессионального образования.

Одно из нововведений ВПН-2020 — у населения поинтересуются не только владением русским и другими языками, но и использованием их в повседневной жизни. Данные позволят изучить распространенность языков в России, оценить эффективность образовательных программ, степень потребности в национальных школах, а также помогут определить приоритетные направления поддержки культурных инициатив.

Заметно изменилась за последнее столетие и постановка вопроса об источниках средств к существованию. В 1926 году этот вопрос относился лишь к не имеющим занятия. Живущим на свои средства предлагалось пояснить, на какие именно: пособие от собеса, пособие страхкассы, стипендию, пенсию, доход от дома или другой собственный вариант. Живущих на чужие средства просили пояснить, чьи именно (в свободной форме, например, родителя или мужа), указать занятие этого лица и его положение.

В переписном листе ВПН-2020 вопрос об источниках средств к существованию адресуется уже всем респондентам и для удобства приведены наиболее распространенные варианты ответов: заработная плата, предпринимательский доход, самозанятость (новый термин в переписных листах), пенсия, пособие и др. Список вариантов увеличился более чем вдвое. Если ответов несколько, предлагается также отметить основной источник. Но при этом не нужно называть, кто именно дает деньги и чем он занимается (что позволяет сохранить конфиденциальность этой информации), и, конечно, называть сумму дохода.

Что важно: статистиков интересует только источник средств к существованию без дополнительной детализации и тем более документального подтверждения.

Из новшеств ВПН-2020 можно также отметить уточняющие вопросы о въезжающих и покидающих страну, ответы на которые позволят эффективнее проводить миграционную политику в России. Появился и уточняющий вопрос «Где находилась ваша основная работа?» (для тех, кто имел оплачиваемую работу или доходное занятие с 25 по 31 марта 2021 года) — ответы на него позволят лучше изучить маятниковую миграцию, что дополнительно поможет развитию в регионах транспортных коммуникаций и решению вопросов занятости.

Всероссийская перепись населения пройдет с 1 по 30 апреля 2021 года с применением цифровых технологий. Главным нововведением предстоящей переписи станет возможность самостоятельного заполнения жителями России электронного переписного листа на портале Госуслуг (Gosuslugi.ru). При обходе жилых помещений переписчики будут использовать планшеты со специальным программным обеспечением. Также переписаться можно будет на переписных участках, в том числе в помещениях многофункциональных центров оказания государственных и муниципальных услуг «Мои документы».

 

Медиаофис Всероссийской переписи населения media@strana2020.ru www.strana2020.ru

+7 (495) 933-31-94 https://www.facebook.com/strana2020 https://vk.com/strana2020 https://ok.ru/strana2020 https://www.instagram.com/strana2020 youtube.com

Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.